За чашкой кофе об искусстве
Интервью из журнала Megapolis Time №1, 2017
2016 год запомнился многими яркими событиями, не стал исключением и мир культуры и искусства. Кто из вас не помнит огромные очереди рядом с Пушкинским музеем или Третьяковской галереей, собравшиеся в связи с тем, что публика жаждет посмотреть выставки Айвазовского, Рафаэля и других великих мэтров. Но каким все-таки был ушедший год в области искусства, и какие прогнозы можно дать на будущий 2017 год? В приятной беседе об этом и еще многом другом нам рассказала Кристина Ерошкина, которая занимается образовательными проектами в области истории искусств, а также является куратором online-галереи, и Олеся Суджан – директор online-галереи «Квартира S».
– Кристина, чем, на Ваш взгляд, запомнился 2016 год в искусстве?
Кристина Ерошкина: Несомненно, он запомнился Серовым, Айвазовским, Рафаэлем, и самое главное, тем неожиданным интересом, который вызвали эти выставки у публики. Это очень любопытный феномен, поскольку люди начали интересоваться искусством настолько, что готовы были терпеть всяческие лишения в виде огромных 5-часовых очередей на 30-ти-градусном морозе. Это был яркий показатель возросшего внимания к искусству в целом, и к изобразительному искусству в частности.
– Олеся, а чем запомнился 2016 год для галереи?
Олеся Суджан : Та же самая ситуация. Народ интересуется не только классикой, но и современным искусством. В 2016 году, согласно статистике, наметился подъем в продажах работ новых авторов – они увеличились где-то на 10-15 %. И это несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране. В обществе наконец появился устойчивый интерес к современному искусству, и наша галерея, несмотря на то, что является молодым проектом, уже ощутила это на себе: у нас сложился пул интересных талантливых художников, мы провели более десяти успешных выставочных проектов, в том числе и международного уровня, начали тесно сотрудничать со специалистами в области арта и дизайн-индустрии, и, главное, наметили собственный путь развития.
– Олеся, к какому искусству сейчас больше тянутся люди: к классике или к современности?
Олеся Суджан: Мне кажется, публике сегодня интересно всё. Очереди в музеях доказывают лишний раз, что произведения старых мастеров по-прежнему актуальны и востребованы. Стоит отметить, что среди посетителей выставок классического искусства стало больше молодёжи. И это радует, потому что, чтобы по-настоящему понять современное искусство, разобраться, действительно важно знать классическую традицию. Что касается рынка современных произведений: уже появилось новое поколение ценителей, любителей и коллекционеров – это горячие, умные, интересующиеся и разбирающиеся молодые люди, которые не только платежеспособны, но и с удовольствием готовы отдавать 5-10% своего ежегодного дохода на вклад в искусство. Они понимают, что такое «искусство жить с искусством» и заполняют пространство вокруг себя уникальными или тиражными работами современных авторов, используя их в декорировании жилья или офисов. Если раньше люди были больше заинтересованы в получении эмоций от произведения искусства – хотелось порадоваться, пофантазировать, проникнуться, понять, то сегодня они уже задумываются и об инвестиционной составляющей.
– А если говорить о музеях. Почему люди стали посещать их сейчас с удвоенной силой?
Кристина Ерошкина: На мой взгляд, у этого явления много причин. Прежде всего, если говорить о выставке Серова, то это несомненно вызвано тем, что это событие очень активно информативно поддерживалось, стали выделять бюджеты на то, чтобы подобные мероприятия освещать в прессе и на телевидении. Это очень здорово, что на это обратили внимание, что это освещается, поддерживается. Вторая причина, несомненно, заключается в том, что у многих появилось понимание, что искусство – это важно. Причем значимо не только для взрослых, но и для детей, ведь возросший интерес наблюдается и в детской сфере. Сегодня очень тяжело попасть на образовательные детские курсы при Пушкинском музее, при Третьяковской галерее, там также всегда огромные очереди на запись. И это как раз то, над чем нужно работать, искусство должно быть доступным.
Возвращаясь к ситуации с Серовым, могу сказать, что как раз с него стало понятно, что начался своеобразный прорыв в массовом интересе к искусству, далее последовала выставка Айвазовского, вызвавшая еще больший интерес, затем Рафаэль в Пушкинском. Мой прогноз, что дальше количество людей, интересующихся искусством, будет все увеличиваться и увеличиваться. И это прекрасно!
К примеру, сейчас в Третьяковскую галерею привезли коллекция картин из собрания Музеев Ватикана. Когда выставка еще даже не открылась, входных билетов уже не было в наличии на месяц вперед. И это с учетом того, что цены на путевки и билеты немаленькие. Многие люди идут на какую-то знакомую фамилию, громкое имя, либо потому что считают, что побывать на этой выставке модно. А это ведет за собой и соответствующее отношение. Некоторые посетители приходят и ловят покемонов или делают селфи. Недостаточно уважения к сотрудникам музея, к экспонатам. Но это обратная сторона медали, то есть это неизбежно при появлении такого массового спроса. Все равно человек что-то посмотрит и запомнит, хоть и пришел, потому что это модно. А в следующий раз возможно придет уже осознанно. Поэтому, я считаю, что нужно обязательно что-то делать в организационном плане, чтобы адаптироваться под возросший интерес к искусству и поддерживать его.
– Кристина, расскажите подробнее об образовательных курсах. Знаю, что Вы как раз ведете такой проект.
Кристина Ерошкина: Да, это мое хобби, я организовываю детские и взрослые образовательные проекты в области истории искусств. Когда-нибудь я планирую открыть свой бизнес, начать старт-ап по онлайн обучению, но пока это только планы.
Для детских групп, я организовываю детей и помогаю найти им хорошего лектора, который любит и умеет работать с самой нежной аудиторией. Я считаю, что, если 5-летний ребенок попадет к экскурсоводу, который не знает, как общаться с такими юным слушателем, то это может на очень серьезно помешать ему в его отношениях с искусством. Очень важно, чтобы у детей первое впечатление от посещения той или иной выставки было позитивным.
Со взрослыми группами мы ходим на выставки, изучаем историю искусств, даже устраиваем искусствоведческие поединки. Очень много людей хотят разбираться в искусстве, и я им помогаю.
– Олеся, какой художественный стиль пользуется самым большим спросом сегодня у публики?
Олеся Суджан: Современный автор любит экспериментировать. Особенно это касается художников больших городов, которые хотят развиваться, пробовать что-то новое, выделяться. Поэтому неудивительно, что за последний год сильно раздвинулись рамки репрезентации современного искусства – видеоарт, новые медиа, инсталяции, смешанные техники. А почему бы и нет? Главное, чтобы такое творчество не было фарсом и отличалось высоким уровнем мастерства. Ведь современный художник — это авангардист и новатор. Необычное исполнение, смелое содержание, радикальная цветовая гамма… Эта борьба за новизну и толкает вперед современное искусство. Сложно назвать один, самый популярный, художественный стиль. Во все времена нравится то, что будит эмоции, а не оставляет равнодушным. Мы как раз и занимаемся поисками и продвижением таких талантливых авторов, работы которых «цепляют» и вызывают искренний интерес публики.
– Если говорить о музейной живописи, то мы видим, что в 2016 году происходит некий симбиоз, когда есть интерес и к классической живописи признанных мэтров, и к современному искусству. А какой прогноз мы можем сделать на 2017 год?
Кристина Ерошкина: На мой взгляд, интерес к посещению выставок будет только возрастать. Причем к разным стилям. То, что я сейчас вижу, вполне можно назвать «борьбой», в хорошем смысле между ведущими галереями. Выставки интересные, имена громкие. Существует определенная проблема с техническими возможностями галерей, на мой взгляд, они не очень приспособлены для приема такого потока людей. И с этим нужно что-то делать: может быть новое пространство, больше автоматизации процессов. Возможно нужно вводить именные билеты на те выставки, которые ожидаемо будут востребованы публикой. То есть нужно как-то контролировать ситуацию, чтобы не было перекупщиков и длинных очередей. Чтобы в музее было комфортно и посетителям и сотрудникам.
У музеев многообещающие планы на 2017 год. ГМИИ им Пушкина открывает выставку «Голоса воображаемого музея Андре Мальро» – это вообще что-то такое, чего еще в России не было. То есть это будет такой своеобразный диалог культур и периодов в истории искусств в рамках одной выставки.
Намечается очень много выставок, например, в Пушкинском начинается выставка грузинского авангарда. Весной мы сможем посмотреть там выставку послевоенного искусства, а также творчество итальянского мастера Джорджо Моранди. Ну а летом нас ожидает выставка Тициана, Веронезе и Тинторетто.
В Третьяковской галерее до середины февраля мы сможем увидеть картины из собрания Музеев Ватикана, весной творчество Джорджо де Кирико, насколько я знаю, есть планы по выставкам В.В. Верещагина и И.Е. Репина, но пока официальной информации на этот счет нет. Планируется юбилейная выставка Серебряковой. И это, конечно, далеко не все планы. Если обобщить все вышесказанное, то 2017 год обещает быть очень интересным.
– Олеся, а что бы Вы добавили касательно прогноза на 2017 год в мире искусства?
Олеся Суджан : Конечно же, я верю, что для российского искусства следующий год будет удачным. Внимание и интерес к нашей стране в целом, а также к культуре и искусству в частности, за последние пару лет сильно возросли. Осенью в Париже в фонде «Louis Vuitton» открылась масштабная выставка «Шедевры нового искусства. Собрание Сергея Щукина. Государственный Эрмитаж – ГМИИ им. А.С. Пушкина». Это событие стало знаковым совместным проектом двух стран. Как раз в это время наша галерея проводила выставку российской художницы во Франции, и мы видели своими глазами, как радуются французы тому, что искусство соединило Россию и Францию, и как искренне они интересуются творчеством современных российских художников. Поэтому, я надеюсь, что в 2017 российское искусство будет достойно представлено на международной арене, а мы планируем обязательно организовать новые интернациональные проекты, чтобы во всем мире увидели, насколько у нашей страны сильный потенциал в области искусства. И, конечно, мы порадуем своих посетителей новыми именами, талантливыми произведениями и интересными выставками на разных площадках Москвы и других городов.
– Олеся, Кристина, у меня к Вам следующие вопросы: кто покупатель и кто ценитель?
Олеся Суджан: В нашей галерее покупатель – это современная молодежь, которая твердо стоит на ногах, знает, чего хочет, имеет свои амбиции, интересуется искусством и умеет грамотно тратить деньги. А также семьи, люди среднего возраста, которые стремятся окружить себя оригинальными, не обязательно дорогими произведениями. Именно для них мы создали наше онлайн-пространство и проводим интерактивные выставочные проекты.
Кристина Ерошкина: У меня покупателями и ценителями в одном лице как были, так и остаются люди, любящие искусство. Это дети и взрослые разных возрастов. К сожалению, в нашем российском образовании эта область знаний практически не представлена. Исключение составляют только профильные ВУЗы и специализированные школы, те учебные заведения где целенаправленно изучают историю искусств. Поэтому многие интересуются этим самостоятельно. Мне кажется любые образовательные проекты в области искусства сейчас имеют огромный успех. И этот успех будет только расти в ближайшие годы.
Смерчинская Мария
Фото: Yana Julliard